Великий Пост

 С началом Великого поста!

Великий Пост – это Пост с большой буквы. И по написанию, и по значению, и по продолжительности. В этом году пост начинается 19 февраля и заканчивается 7 апреля, а 8 апреля  —  Светлое Христово Воскресение.

Благословением на пост для нас всех является день Прощеного воскресенья, 2 марта, когда православные просят прощения друг у друга за вольные и невольные обиды. Пост и покаяние – это наша жертва Богу, а жертва невозможна без мира с ближними, по слову  Самого Христа. Покаяние начинается с возможности прощения.

Пост — это всего лишь маленькое доказательство, проверка истинности и силы нашей любви и веры. Христианская жизнь немыслима без подвига. То есть без того усилия, которое предпринимает верующий человек, чтобы избавиться от грехов и страстей для следования воле Божией. В этом усилии значительное место и занимает пост. Он является одним из самых действенных орудий в духовной борьбе.

По своей сути, пост это время, когда мы становимся на страже своей души и стараемся максимально ограничить себя в том, что не служит ее спасению. Пост предполагает и телесное воздержание, и воздержание от всего суетного, что есть в жизни: от развлечений, от второстепенных занятий, от праздных разговоров. «Постясь телесно, постись и духовно. Да постится УМ от суетных помышлений, ПАМЯТЬ от злопомнения, ВОЛЯ от злого хотения, ЯЗЫК от осуждения, лжи, праздного слова».  Без всего этого пост становится диетой.

Если сказать совсем просто – это время капитального ремонта. Вот мы обычно поддерживаем свой дом в чистоте, вытираем пыль, моем полы, и на какое-то время этого достаточно, но только на какое-то время. Наступает момент, когда нужно решительно избавляться в доме от всего, что обветшало, обновить, перестроить, крышу перекрыть. Нечто подобное происходит и с нашей душой, умом, нравственностью. Вот именно цели капитального ремонта, обновления души и служит пост. Отказываясь в Великий Пост от мяса, вина и развлечений, верующий человек не совершает великого подвига. Он просто решается пожить без этого хотя бы семь недель, чтобы наконец заглянуть в собственную душу и понять, что ее надо очистить, как это всегда бывает в хозяйстве с местами, куда мы редко заглядываем. Нужно попытаться разгрести эти греховные завалы, наполнить свою внутреннюю пустоту любовью к Богу и ближнему, просить у Христа помощи в этом неподъемном для человека труде. Только тогда пост станет настоящим духовным подвигом и перестанет быть хотя и полезной для организма, но совершенно бесполезной для души диетой. И без Причастия пост – всего лишь диета. Поэтому если постящийся человек не участвует в Божественной Литургии, не посещает храм, ну а саму Пасху проводит во всяческом разгуле, то такой пост по своей сути не церковен, да, собственно, и постом не является, а профанацией поста.

Наша участь (в вечности) будет определяться не строгостью нашего аскетического самоограничения, но тем деятельным состраданием, которое мы проявляли по отношению к ближним. Во время Страшного Суда я не буду спрошен о том, как строго я постился, как много бдений я выстоял, как много поклонов сделал. Я буду спрошен: накормил ли я голодного, напоил ли жаждущего, приютил ли странника, одел ли нагого, посетил ли больного и брошенного в тюрьму? Вот о чем я буду спрошен.

Пост может быть неугоден Господу, молитва не будет Им принята, зов к Богу останется без ответа, если наше дело не будет растворено любовью к окружающим нас людям. Деятельное выражение такой любви у христиан называется милостыней. И это не просто десятирублевка, брошенная в кружку нищего на церковной паперти. Милостыня заключается в том, чтобы участвовать в чужой беде, помогать тем, кому сейчас плохо, ущемлять себя ради других.

(206)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *